
13 февраля в школе №7 состоялся межрегиональный семинар-практикум по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
С 2022 года школа является инновационной площадкой Национального института качества образования по теме: «Повышение эффективности и качества начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС». Инновационная работа ведется в трех направлениях и направлена на формирование у младших школьников читательской, математической и естественно-научной грамотности.
Следует отметить, что подобный семинар педагоги школы №7 организуют третий год подряд.
В работе семинара приняли участие более 60 педагогов из школ Фурмановского района, из разных районов Ивановской области, из города Волгореченск Костромской области, а также преподаватели и студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета.
С приветственным словом к участникам семинара обратились заместитель главы администрации Фурмановского муниципального района С.А. Окунев, директор школы И.Ю. Смирнова и руководитель Ивановского отделения АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Е.Р.Кузьмина.
В практической части семинара педагоги имели возможность посетить открытие уроки и занятия курсов внеурочной деятельности.
Опыт работы по формированию математической грамотности младших школьников средствами математического комплекса нового поколения «Математика. Быстрый счет» представила Наталья Митрофановна Сахарчук. Педагог использует данный комплекс в работе со своими второклассниками, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Ребята совершили математический десант и продемонстрировали навыки быстрого счета чисел и умение решать задачи.
Козлова Е.В. представила коллегам свой опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников. Елена Валентиновна познакомила коллег с новым учебно-методическим комплектом «Читательская грамотность» издательства «Национальное образование». Педагог продемонстрировала эффективные приемы работы с информационным текстом, а также представила систему заданий в учебном пособии, направленную на совершенствование читательских умений младших школьников. Первоклассники с увлечением работали с текстом «Как появилась матрешка», совершенствовали свои читательские навыки, умение работать с текстом, осуществляли поиск в тексте необходимой информации, учились осмысленному чтению.
Организацию экспериментально-опытной деятельности в рамках внеурочных занятий модульного курса «Окружающий мир. Наблюдения, эксперименты, проекты» продемонстрировали педагоги О.В. Антоненкова и Т.Е. Малкова.
В ходе внеурочного занятия по теме «Нефть в нашей жизни» учитель начальных классов Татьяна Евгеньевна Малкова представила участникам семинара свой опыт по формированию естественно-научной грамотности у младших школьников. Татьяна Евгеньевна организовала опытную деятельность третьеклассников, используя одно из пяти учебных пособий нового УМК «Нефть». На время занятия классный кабинет превратился в исследовательскую лабораторию. Ребята, проведя ряд опытов, узнали новую информацию о нефти, о том, как нефть используют в жизни и почему ее называют черным золотом. Пытались, как волонтеры в Анапе, очистить от нефти перья птицы и собрать нефть с поверхности воды. Опыты наглядно показали, какой вред окружающей среде может быть нанесен в случае неправильного хранения и транспортировки нефти. Узнали, в состав, каких продуктов питания входят продукты нефтепереработки. На протяжении всего занятия ребята собирали факты, чтобы ответить на вопрос «Нефть: польза или опасность?»
Внеурочное занятие по теме «Использование воздуха человеком» провела Ольга Валерьевна Антоненкова. Классный кабинет на время превратился в академию чудес. На занятии ребята пытались увидеть и поймать невидимое. Ребята опытным путем узнали, как человек использует воздух.
На внеурочных занятиях окружающего мира педагоги Т.Е. Малкова и О.В. Антоненкова использовали учебные тетради, в которых система заданий обеспечивает последовательное и всестороннее изучение каждого содержательного модуля на основе исследовательской деятельности младших школьников, способствует формированию у них интереса к познанию природы и развитию необходимых учебных навыков.
По итогам семинара-практикума состоялся Круглый стол, в ходе которого Елена Романовна Кузьмина, канд. пед. наук, руководитель Ивановского отделения АНО ДПО «Национальный институт качества образования», рассказала об инновационной деятельности образовательных организаций, имеющих статус инновационных площадок НИКО. Также Елена Романовна представила новые учебно-методические комплекты, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников.
Екатерина Андреевна Голубева провела для коллег мастер-класс «Калейдоскоп приемов формирования функциональной грамотности». Молодой педагог продемонстрировала эффективные универсальные приемы формирования функционального грамотности, которые можно применять на разных учебных предметах, как в начальной школе, так и в основной, и в старшей школе.
Заместитель директора по УВР Л.А.Обухова рассказала участникам семинара об инновационной деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности на уровне начального общего образования в МОУ СШ №7.
Семинар получил высокую оценку коллег. «Высший пилотаж!» - говорили они. При подведении итогов гости семинара отметили профессионализм педагогов школы, активность и высокую мотивацию учащихся начальных классов. Педагоги единодушно отметили несомненную пользу от участия в семинаре. Коллеги выразили мнение, что это был не просто семинар, а калейдоскоп инновационных педагогических находок.